1

    ПОКАЯНИЕ    
   

 

Тенгиза Абуладзе.

 История создания фильма рассказанная  президентом Грузии  (1995 -2003)  ЭДУАРДОМ  ШЕВАРДНАДЗЕ

   
   

«Покаянию» Тенгиза Абуладзе исполнилось двадцать лет. За это время многое изменилось в «стране Советов». Фильм Тенгиза Абуладзе доказательство тому, что время запоминается через искусство. Интервью, взято у Шеварднадзе киноведом Этери Окуджава, к десятилетию "Покаяния". В это время автор фильма был тяжело болен.

Тенгиз Абуладзе скончался в 1994 году.

 

   

             

   

 

Этери Окуджава На сегодняшний день наверно не возможно представить в период соцреализма само создание фильма «Покаяние», тем более его выход на экран, если бы не та атмосфера в Грузии, где с одной стороны лидер страны, первое лицо ЦК партии и с другой - общество, интеллигенция, народ были едины в своем восприятии действительности и, как бы готовы к смелым решениям.

Эдуард Шеварднадзе - Думаю, что мы должны начать беседу скорее с личностных отношений, потому, что этот фильм был не приемлем тогдашней системе общественно-политического строя. Однако, вы правы в грузинской действительности создание подобной картины стало уникальным явлением. Уникальным было то, что наша литература и искусство, по сравнению с другими республиками оказалась, так сказать, в привилегированном состоянии.

Я долго наблюдал творчество Тенгиза Абуладзе, считал его гениальным творцом. Наша дружба началась много лет тому назад. Тогда я был секретарем райкома и киностудия находилась в моем районе. Я дружил со всеми но с господином Тенгизом у меня были особые отношения.Что касается этого фильма, у него на самом деле интереснейшая история.

Однажды позвонил мне господин Тенгиз и сказал (в то время я уже был председателем ЦК Грузии), что написал сценарий и хотел, что бы я ознакомился с ним, хотя - добавил, что наверно снимать этот фильм будет невозможно.

На следующий день я должен был лететь в Москву и ответил, что возьму сценарий с собой и там прочту, и по возвращении - дам ответ. И так, днем я работал, а вечером, когда я был сравнительно свободен - прочел сценарий в месте с моей супругой.-1

Подобного острого ощущения я давно не испытывал, прочел второй раз а вечером и моя супруга читала вслух. Не смотря на то, что это был сценарий, он читался, как

-------------

1 --- Цагареишвили - Шеварднадзе Нанули Ражденовна, по образованию филолог, журналист, в журнале «Сабчота хеловнеба» («Советское искусство») работала завотделом литературы.

Скончалась в 2004 году.

2

художественное произведение - он был полон обобщенными образами. Одним словом высокого ранга литературное произведение... Все было знакомо, я в детстве жил в деревне. Там окончил семь классов и прекрасно помню, что творилось вокруг нас. Я имею в виду трагедию тридцать седьмого года. Потом, когда у меня была возможность подробнее ознакомиться с материалами, я полностью осознал это. У моей супруги почти всю семью истребили... Однако вернемся к сценарию. Это тот период, когда я уже выходил от влияния коммунистической системы, коммунистической идеологии. Я видел, что мы находимся в тупике, и, находясь в этих мучениях я нашел произведение точно об этой системе, о диктатуре зла...

По возвращении я встретился с господином Тенгизом. Мы поговорили. Он меня встретил с тем настроем, будто ожидал от меня отказа. Одним словом, ожидал сопротивление на пути к созданию фильма.

Я честно сказал, что было бы огромной виной перед нашими детьми и внуками если бы сценарий не воплотился в фильм. Я уверен - сказал я _, что фильм не выйдет на экран, такова наша политика - она не примет его. Тогда же был Госкинокомитет без санкции которого, нельзя было даже выпустить маленький журнальчик. Однако фильм надо снять и положить на полку для будущих поколений - так думал я, и честно признался в этом.

Я не мог представить тогда, что так скоро настало бы время признания фильма.... Однако действительность была суровая, вы помните был такой человек Ермаш, председатель Госкино, надо признать он был строг, но с ним можно было поладить, он был на много лучше других...Я уже сказал, что Тенгиз был гениальным творцом, но создать ему фильм или нет - решали обыкновенные референты и помню, что мне пришлось несколько раз вмешиваться вплоть до политбюро. Я говорю на этот раз не только о фильме Тенгиза.

Э.О. - Помню, когда « столичный» критик Богомолов опубликовал критическую статью о современном процессе грузинского кино Вы выступили в защиту вместе с грузинскими кинематографистами...

Э.Ш. - Был такой «грех»... А тогда - в связи с фильмом Тенгиза Абуладзе я так подумал - ведь можно без разрешения центра создать телевизионный фильм, так как создание телефильмов не контролировал центр.

Тогда руководителем телевидения был Нугзар Попхадзе.Я позвонил и сказал ему, что мы будем финансировать фильм, т.е. республиканский бюджет будет финансировать телевидение, а вы должны оформить «Покаяние», как телевизионный фильм. Попхадзе был инициативный человек, он не боялся риска. Однако и здесь нужно было добиться разрешения. А это было не так легко... так как председатель Гостелевидения должен был дать разрешение. Я позвонил ему - это был « знаменитый» в телевизионных кругах своим свирепым характером человек. Однако, Лапин дал разрешение так, что даже не прочел сценарий. Позже он скончался, он бы перевернулся в могиле если бы знал, что вышло после этой подписи ... Мир его праху, хорошее

3

дело сделал. Вот так начинались съемки «Покаяния». А снимали его на самом деле на студии, как обыкновенный кинематографический фильм.

Э.О, - А что дальше, как вы представляли будущее этого фильма?

Э.Ш. - Мы много раз шли на подобные рискованные дела. Хочу добавить, я и Тенгиз были готовы к тому, что бы фильм не вышел на экран. В своей маленькой книжке «Мой выбор» я писал об этом, т.е. о том, что восемьдесятпятом, когда я переехал в Москву и не успел позаботится, что бы фильм вышел хотя бы на республиканский экран. А потом были трудности по поводу этого. Фильм показывали нелегально, и кое-кто даже поплатился должностью. Когда дело осложнилось, я поговорил с Лигачевым, он вел идеологию нашей страны, «завидную» надо сказать... и посоветовал ему посмотреть фильм. У него было стремление иногда притворяться «пионером» перестройки и особенно это сказывалось по отношению к кино. Он посмотрел фильм на своей даче, потом позвонил мне и сказал, что это в правду великий фильм. Между прочим его тоже что то связывало с тридцать седьмым годом, особенно его жену. Потом я поговорил с Горбачевыв, объяснив, что существует такой-то фильм _ между прочим он хорошо знал Грузинское кино, смотрел много наших фильмов - и возникают известные проблемы в связи его выходом в прокат. Горбачев ответил, что, наверное, вопрос надо решить положительно. Надо признать, что толчок для такого решения, как не странно ему дал Лигачев, Такое было время .время жесткой идеологии , но и парадоксов тоже... таково было наше отношение к диктатуре ...Придется это не раз переосмыслить...Думаю, что до того времени еще не было создано произведения подобной обличительной силы. Я много видел, я много читал, но это произведение и вправду является шедевром, потому и обошел весь мир.

Иногда, когда говорю, что я из Грузии, часто моя страна ассоциируется с именем Тенгиза Абуладзе.

Это вечный фильм... И он приобрел мировое значение и стал шедевром мирового масштаба в силу того, что у нас и у многих других людей из других стран - много подобных страданий.

Э.О. - Благодарю Вас господин  Эдуард   за  беседу и за «Покаяние».

 

Summary

 

 

   To "repentance" of Tengiz Abuladze was executed twenty years. For this time in " the country of advice "was changed  much. Film  of Tengiz Abuladze the proof  that the time is remembered  through the art. Interview  with Eduard Shevardnadze   was written  by  film critic Eteri Okujava for the  decade of film. At this time the author of film was very ill.

Tengiz Abuladze died in 1994.

 

 

 ### 2

 

   

 

Используются технологии uCoz